Правила перевозки детей в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.

Новые требования к стажу водителя автобуса

8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
  • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
  • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:

а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;

б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;

в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.

Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.

Дата Стаж
До 10 июля 2015 года 1 год из 1 года
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года 1 год из 3-х лет
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года 1 год из 1 года
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года 12 месяцев из 13 месяцев
С 1 января 2021 года 1 год из 2-х лет

Отмена документа о размещении детей в гостинице

41. Для осуществления организованной перевозки группы детей ответственный или старший ответственный за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей при многодневных поездках обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время, содержащий также наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, размещающих детей на отдых в ночное время или осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестровый номер осуществляющего организацию перевозки туроператора в едином федеральном реестре туроператоров.

С 1 января 2021 года также отменяется и требование о наличии перечня гостиниц, в которых будут размещаться дети в случае многодневной поездки.

Количество сопровождающих в автобусе

14. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.

Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) пассажиров двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.

8. Организатор перевозки назначает в каждый автобус, используемый для организованной перевозки группы детей, лиц, сопровождающих детей в течение всей поездки (далее — сопровождающие лица). Если группа включает более 20 детей, минимальное количество сопровождающих лиц определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей двери автобуса. Допускается назначение одного сопровождающего лица, если группа включает 20 и менее детей и если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса.

9. Если в автобусе находятся несколько сопровождающих лиц, организатор перевозки назначает из них ответственного за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу, который осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.

Действующие правила говорят о том, что количество сопровождающих должно быть не меньше, чем количество дверей в автобусе. И в большинстве ситуаций это оправдано. Тем не менее рассмотрим следующий пример:

Читайте также:  Проверка исполнительного листа по номеру

Группа из 10 детей и 1 учителя запланировала поездку в театр, для этого был заказан небольшой микроавтобус (Газель). В назначенный день Газель сломалась и в качестве замены фирма предложила использовать большой туристический автобус на 40 мест.

Однако описанная группа не может ехать в большом автобусе, т.к. в нем две двери, а в группе есть лишь один взрослый сопровождающий.

Начиная с 1 января 2021 года данная проблема исключена. Для группы детей, в которой меньше 20 человек, допускается наличие одного сопровождающего. Однако при этом есть одно дополнительное условие — все дети должны заходить в автобус только через одну дверь, около которой и размещается сопровождающий.

Требования к водителю

Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:

  • Стаж категории D.
  • Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
  • Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.

Требования к медработнику

Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.

Медработник потребуется, если

  • продолжительность рейса более 12 часов;
  • в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.

При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.

Охрана труда и техника безопасности в школе Пакеты инструкций для школы и ДОУ

Вопрос: Какие требования предъявляются к выбору маршрута школьного автобуса? Какие приказы должны быть в школе на перевозку детей школьным автобусом? Какие нужно разработать приказы для организации перевозки детей в школе и необходим ли акт обследования маршрута школьного автобуса?
Ответ: Маршруты для перевозки обучающихся определяются распоряжениями администраций муниципальных образований, при соблюдении условий, обеспечивающих их безопасность.
При разработке маршрута для подвоза обучающихся к школе необходимо учитывать, что транспортному обслуживанию подлежат обучающиеся сельских образовательных организаций, проживающие на расстоянии свыше 1 км от школы. При этом предельный пешеходный подход к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. (СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»)

Комиссионное обследование дорожных условий на маршруте следования школьного автобуса должно проводиться не реже двух раз в год (весенне-летнее и осенне-зимнее обследование).

По результатам обследования дорожных условий производится составление акта маршрута школьного автобуса, в котором перечисляются выявленные недостатки, угрожающие безопасности движения. Акты подлежат передаче в органы, уполномоченные исправлять выявленные недостатки и контролировать результаты этой работы.

При подготовке к осуществлению перевозок обучающихся определяются рациональные места сбора, посадки и высадки обучающихся. Пространство, отведенное под остановочные пункты для детей, ожидающих автобус, должно быть достаточно большим, чтобы вместить их, не допустив выхода на проезжую часть, очищено от грязи, льда и снега. (Методические рекомендации «Об организации перевозок обучающихся в образовательные организации» письмо Минобрнауки РФ от 29.07.20014 г. №08-988)

Остановочные пункты по маршруту следования школьного автобуса оборудуются указателями, определяющими место остановки автобуса для посадки (высадки) детей. На указателях размещается условное обозначение автобуса и опознавательного знака «Перевозка детей», надпись «Школьный маршрут» с указанием времени прохождения автобуса, осуществляющего перевозку детей.

Запрещается открытие маршрутов для перевозки обучающихся, проходящих через:

  • нерегулируемые железнодорожные переезды;
  • ледовые переправы (приказ Минтранса России от 15 января 2014 года N 7).

При организации перевозки детей школьным автобусом в школе необходимо издать следующие приказы:

  • О назначении ответственного за безопасность дорожного движения при перевозке обучающихся школьным автобусом;
  • О назначении сопровождающих при перевозке детей школьным автобусом;
  • О режиме работы и отдыха водителя школьного автобуса;
  • Об утверждении списка детей, подлежащих подвозу;
  • О мерах по предупреждению дорожно- транспортных происшествий;
  • О назначении лиц, ответственных за техническое состояние, эксплуатацию и выпуск на линию автотранспортных средств.

Дополнительные правила

Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:

  • Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.

  • Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.

  • Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.

  • В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.

  • На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.

  • Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.

  • В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.

Читайте также:  Какие льготы имеет инвалид 3 группы в 2022 году

Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.

    Что такое организованная перевозка детей?

    Согласно п. 1.2 ПДД, при такой перевозке:

    1) используется автобус, который не является общественным транспортом,

    2) едет группа детей больше 8 человек,

    3) дети без родителей или законных представителей.

    Должны быть соблюдены все условия одновременно. То есть, если в автобусе (даже специально выделенном) едут 10 детей, но с родителями — это не организованная перевозка. Если дети едут с учителем на городском автобусе в музей — это тоже не организованная перевозка.

    То есть, тренер вполне может на своей личной машине вывезти четверо своих воспитанников в соседний район на соревнования. Ему не обязательно заказывать для этого автобус. При этом остальные требования по перевозке детей (удерживающие устройства, доверенности от родителей) ему, естественно, надо выполнить.

    Требования к водителям

    Определенные требования предъявляются и к водителям, осуществляющим организованные перевозки детских групп:

    • Стаж работы водителя автомобилей категории D не меньше года из трех последних календарных лет.
    • Отсутствие за последний год административных правонарушений дорожного движения, за которые положено наказание в виде потери права управлять транспортными средствами либо арест.
    • Прохождение предрейсового инструктажа безопасности перевозки несовершеннолетних с учетом правил обеспечения безопасности перевозок, определенных Министерством транспорта Российской Федерации.
    • Прохождение предрейсового медицинского осмотра в порядке, определенном Министерством здравоохранения Российской Федерации.

    Существует ряд запретов для водителя, осуществляющего перевозку группы детей:

    • Перевозка в салоне вместе с несовершеннолетними багажа и любого инвентаря помимо ручной клади и вещей самих детей.
    • Обгон едущего впереди автобуса при езде в колонне.
    • Выход из салона автомобиля при наличии в нем детей. Это касается в том числе посадки и высадки.
    • Езда задним ходом.

    Водитель обязан четко следовать ПДД, отправляться плавно, соблюдать дистанцию с находящимся впереди автомобилем, не допускать резких торможений, придерживаться всех правил предосторожности и оперативно реагировать на обстановку дорожного движения.

    Требования к перевозке детей на первом сидении

    Многие автовладельцы задумываются о том, можно ли перевозить ребенка на переднем сидении. Данный процесс разрешается при учете разных требований. К ним относятся следующие:

    • В правилах не указывается, где именно можно располагать детское сидение в машине, поэтому допускается пользоваться им на переднем сидении.
    • Если младенец находится в люльке, то он должен смотреть в салон автомобиля.
    • Когда малышу уже больше одного года, то для него можно пользоваться стандартным автокреслом, которое прикрепляется к сидению автомобиля. Фиксироваться ребенок должен ремнями, имеющимися на удерживающем устройстве.
    • Автокресло в обязательном порядке нужно применять для переднего сидения до того момента, пока маленькому пассажиру не исполнится 7 лет.
    • В возрасте от 7 до 12 лет необходимо пользоваться специальным бустером, с помощью которого несовершеннолетний немного приподнимается, поэтому ремень находится на уровне плеча, а не на шее.
    • С 12 лет разрешается ездить на переднем сидении таким же образом, как и всем взрослым людям, но рост детей должен находиться в пределах от 150 см.

    Можно ли возить ребёнка на переднем сиденье в бустере, ФЭСТе или с подушкой?

    Итак, мы уже знаем, что дети на переднем сиденье до 12 лет должны ездить только с детским удерживающим устройством. Теперь нам следует выяснить, что такое детское удерживающее устройство. Согласно ГОСТ Р 41.44—2005:

    2.1.3 Детские удерживающие устройства могут быть двух конструкций:

    • цельной (integral class), включающей в себя комплект лямок или гибких элементов с пряжкой, устройство регулирования, крепления и, в некоторых случаях, дополнительное сиденье и/или противоударный экран, который может быть прикреплён с помощью собственной цельной лямки или лямок;
    • нецельной (non-integral class), включающей в себя частичное удерживающее устройство, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

    2.1.3.1 Частичное удерживающее устройство (partial restraint): Такое устройство, например дополнительная подушка, которое при использовании в сочетании с ремнём безопасности для взрослых, проходящим вокруг туловища ребёнка, или удерживающим устройством, в котором находится ребёнок, образует детское удерживающее устройство в комплекте.

    2.1.3.2 Дополнительная подушка (booster cushion): Упругая подушка, которую можно использовать с любым ремнём безопасности для взрослых.

    2.1.3.3 Направляющая лямка (guide strap): Лямка, которая удерживает плечевую лямку ремня безопасности для взрослых в положении, при котором её можно использовать для детей, а фактическое положение, при котором плечевая лямка изменяет направление, может быть отрегулировано с помощью устройства, передвигаемого вверх или вниз по лямке в зависимости от местоположения плеча и фиксируемого в таком положении.
    Направляющая лямка не должна подвергаться значительной динамической нагрузке.

    В цитируемых пунктах ГОСТа приведены всевозможные виды детских удерживающих устройств, и, как мы видим, сюда входят:

    • автокресла;
    • так называемые бескаркасные автокресла:
    • Адаптеры (ФЭСТ) и бустеры.
    1. До внесения изменений 2017 года в ПДД дети до 12 лет могли передвигаться не только в автокресле, но и в любом устройстве, которое приподнимало ребенка до того уровня, чтобы ремень безопасности не находился на его шее или ключице.
    2. Для перевозки ребенка на соседнем с водителем сидении необходимо использовать именно автокресло. Никаких альтернатив применять нельзя.
    3. Дети возрастом от 7 до 11 лет могут перевозиться на заднем сидении, просто, будучи пристегнуты обычным ремнем без специальных устройств.
    4. Ребенок до 7 лет не может находиться в машине без сопровождения совершеннолетнего даже пару минут.
    Читайте также:  Какие налоги платит ИП на УСН в 2022 году с работниками

    На заметку: Детское кресло или иное удерживающее устройство должно соответствовать следующим требованиям:

    • выбирая устройство, учитывайте вес и рост ребенка (кресла и бустеры имеют определенную градацию);
    • избегайте некачественных откровенно дешевых товаров – ведь на кону жизнь вашего малыша;
    • надежно крепите кресло, недостаточно просто установить его на сидение;
    • необходимо отключить подушку безопасности, если ребенок перевозится на переднем сидении, многие автомобили имеют датчик веса, который до его определенного значения отключает переднюю пассажирскую подушку. В противном случае, ее сработка может серьезно травмировать ребенка при ДТП. В некоторых авто подушка отключается вручную. Не забывайте это делать.
    • самое безопасное место для установки детского кресла – центр заднего ряда сидений;
    • ремень, которым вы пристегиваете ребенка, не должен проходить по его шее или ключице.

    Ключевая роль сопровождающего в перевозке детей

    Необходимо учитывать, что сопровождающий при осуществлении организованных перевозок детей должен:

    1. Неукоснительно соблюдать правила перевозки детей.
    2. Контролировать правильность выполнения посадки и высадки несовершеннолетних лиц в автобус и из него.
    3. Проверить наличие и соответствие документации для перевозки несовершеннолетних.
    4. Убедиться в квалификации водителя, а также наличия у него всех необходимых документов, соответствующих правилам перевозки детей.
    5. Перепроверить наличие и соответствие всех документов, необходимых для лиц, сопровождающих детей.
    6. Проверить расположение на автобусе знака «Осторожно, дети!».
    7. Организовать и согласовать с сотрудниками полиции маршрут сопровождения автобусов.

    Опасения из-за частных перевозчиков

    Между тем в Санкт-Петербурге и Ленинградской области нововведение расценивают неоднозначно. Государственные перевозчики обновляют парк, но вызывает опасение ситуация с частными перевозками.

    Так, в комитете по транспорту Петербурга напомнили, что ранее для городского предприятия «Пассажиравтотранс» было закуплено 20 автобусов туристического класса на 45 и 55 посадочных мест на общую сумму 379 млн руб. В текущем и следующем годах новых закупок не планируется, поскольку нет автобусов, приближающихся к возрасту 10 лет. Всего в реестре перевозчиков Санкт-Петербурга числятся 56 компаний, готовых предоставить свыше 200 автобусов для организованной перевозки детей.

    Заместитель председателя комитета по развитию туризма Петербурга Нана Гвичия сообщила ТАСС, что информация о введении нормы до всех туристических компаний была доведена заблаговременно. «Мы надеемся, что они смогли выстроить логистику, и это не отразится на работе. Опасения есть у всех, но пока информации о невозможности обеспечения транспортными средствами у нас нет», — сказала Гвичия.

    Важно! В 2021 году начнут действовать новые правила перевозки детей в городских, пригородных и междугородних автобусах.

    Уже с 01.01.21 организуя любую поездку для детского коллектива, необходимо учитывать такие нормы:

    • возраст транспортного средства не регламентирован (правило про 10 лет отменили);
    • все пассажирские места в автобусе должны быть оборудованы ремнями безопасности;
    • допустимое время передвижения – с 6:00 до 23:00;
    • с 23:00 до 6:00 разрешена транспортировка детей к аэропортам и вокзалам;
    • также согласно новым ПДД дальность маршрута перевозки групп пассажиров возрастом до 7 лет с 2021 года не должна по длительности превышать 4 часа;
    • если в автобусе находится более 20 маленьких пассажиров, количество сопровождающих взрослых должно быть не менее числа выходов;
    • в длительных рейсах (более 12 часов), а также при перевозке больших детских групп (3 автобуса и более), обязательным будет присутствие медицинского работника.

    Нарушение правил перевозки детей влечет за собой наказание.

    Штрафы назначаются в соответствии со статьей 12.23 КоАП РФ:

    Часть статьи Нарушение Для какого лица Размер штрафа, руб.
    Третья Требований к перевозке детей Для водителя 3 000
    Для должностного лица 25 000
    Для юридического лица 100 000
    Четвертая Дети перевозились в транспорте, который не соответствовал всем требованиям законодательства Для водителя 3 000
    Для должностного лица 25 000
    Для юридического лица 100 000
    Пятая Перевозка детей в ночное время Для водителя 5 000 руб. или лишение права управление ТС на срок от 4 до 6 месяцев
    Для должностного лица 50 000
    Для юридического лица 200 000
    Шестая Правил перевозки организованной группы детей Для должностного лица 25 000
    Для юридического лица 100 000

    Перевозка школьников может осуществляться только с использованием автобусов, которые подходят под требования законодательства. Также условия разработаны и для водителей.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *